«Нужно дать силу сообществам»: интервью с Николаем Прянишниковым

Материал подготовлен Экспертным советом по малым территориям

Социокультурное проектирование, например, развитие музейных практик может предшествовать инвестиционным проектам по развитию малых городов.

2 июня завершился фестиваль «Интермузей», позиционирующий себя как главное музейное событие в жизни России. На нем были представлены и провинциальные музеи – по мнению некоторых критиков, не так активно, как следовало бы. Во всероссийском конкурсе проектов «Интермузея» победил город Тотьма Вологодской области. Участвовавший в жюри конкурса член Экспертного совета по малым территориям Николай Прянишников рассказал о том, как музеи изменились за последние годы, и как они изменили жизнь малых городов.


В чем значение фестиваля и конкурса «Интермузей» для малых городов?

Я горжусь тем, что по крайне мере два малых города – Тотьма и Данилов – были поддержаны премией «Интермузея» и оказались на уровне крупных федеральных музеев, у которых намного больше возможностей. Директор Тотемского музея Алексей Новоселов был поддержан за проект «Школа музейщика». Он примечателен тем, что в Тотьму приезжают музейщики из крупных городов. У Данилова фантастический хороший проект, где трудные подростки сами пишут путеводитель по своему городу, предъявляя не лакированный и не навязший на зубах образ. Как эксперт по социокультурному проектированию и член жюри конкурса Минстроя «Комфортная среда» могу сказать, что малым городам, которые хотели бы получить инвестиции, вначале стоит попробовать устроить «культурный разогрев» для сообщества. Социокультурные проекты намного дешевле, они сплачивают людей – это хорошая ступенька к дальнейшей работе. У вас появились активисты, лидеры, те, кто понимает, как должен развиваться город. Дальше можно сделать что-то более осмысленное в рамках инвестиционного проекта.

 

Как изменились музеи в малых городах российской провинции?

Очень сильно. Совместно с ассоциацией менеджеров культуры мы проделали исследование социокультурного проектирования в регионах. В его рамках мы адресно занимались частными музеями малых городов. Мое впечатление как тайного посетителя этих музеев благоприятное. В большом государственном музее иногда, находящемся на государственном финансировании, чаще сталкиваешься с тем, что смотрители всем недовольны, командуют тобой, залы пустуют, а сам музей не ориентирован на то, чтобы привлекать людей. Частный музей в малом городе тебе откроют хоть ночью. Есть очень яркие примеры успешных музеев такого типа в малых городах. Например, музей в городе Учма сделали пронзительно интересный проект «Старухи о любви». Он разратан посредством современных инструментов социального проектирования, с опорой на антропологию и этнографические методы. И этот проект генерирует туристический поток.

 

Каков следующий необходимый шаг?

Основная проблема развития музейного дела в малых городах в том, что люди культуры часто занимаются своими делами, администрация – своими, и между ними нет мостов. Город, в котором формируется общая команда, повышает свои шансы на успех. Так что необходимо налаживать коммуникацию. Кроме того, необходимо увеличивать самостоятельность и набор полномочий активных администраций муниципальных образований. Должно быть дано право на самостоятельность, потому что, только будучи свободными, города могут начать думать о своем будущем. Когда ты изучаешь западные, например, австралийские кейсы, видишь, что люди сами решают свою судьбу, а местное сообщество является игроком. В российских кейсах сообщество – это проект, то, к чему мы стремимся, а не то, что реально обладает силой. Данный контраст необходимо снять. Но дать силу нашим сообществам можно только управленческими решениями региональной и федеральной власти.